Почему ребёнок ходит "на цыпочках"?
Нормальная ходьба ребенка – это ходьба перекатом с пятки на носок, т.е. сначала ребенок наступает на пятку, затем на носок при этом линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги, что обеспечивается при условии, если стопы во время ходьбы двигаются параллельно и широко расставлены.
В большинстве случаев у таких малышей никакой патологии нет, это этап развития ходьбы.
При некоторых болезнях, таких как церебральный паралич, ходьба на цыпочках – один из симптомов. А другие дети ходят так вне связи с неврологической патологией – это называется идиопатической, или привычной, ходьбой на цыпочках. Она всегда двусторонняя, часто передается по наследству.
Ученые также отметили, что если на цыпочках ходит здоровый ребенок, то это состояние проходит само по себе. К возрасту пяти с половиной лет более 80% детей перестают ходить на цыпочках сами по себе.
Примечательно, что некоторые из детей начали ходить, опираясь на полную стопу, и только потом пошли на цыпочках. Почти все они приобрели привычку ходить на цыпочках в течение года с момента совершения первых шагов.
Принятый термин для обозначения ходьбы на цыпочках у здорового ребенка – идиопатическая, то есть не имеющая определенной причины.
Причины ходьбы "на носочках":
Ходунки – частая причина хождения на цыпочках.
Доказана абсолютная вредность применения их у здоровых детей. Допустимы ходунки у детей с двигательными нарушениями, облегчающими передвижение ребенку. Это ДЦП, нервно-мышечные заболевания. В остальных случаях свод стопы не готов к ходьбе, ребенок помещается в ходунки, и рефлекторно повышается мышечный тонус в стопе.
Задержка психического развития.
Доказана связь между ходьбой на носочках и задержкой развития. Ее природа не до конца прояснена. Возможно, это связано с незрелостью пирамидного пути, соединяющего головной мозг с ногами. Другая причина-это привычные действия, навязчивые движения, ритуалы, которые встречаются у детей с отставанием наряду с другими привычками: сосать палец, пустышку, накручивать волосы, взмахи руками, подпрыгивания и другие. Подобные нарушения так же часто встречаются у детей с аутизмом в 40% случаев. Поэтому важна консультация специалиста по развитию, врача-психиатра при необходимости.
Эмоциональные нарушения.
Известно, что ходьба на носочках встречаются у детей с гиперактивностью, возбудимых, и ли наоборот застенчивых, тревожных. Считается, что такая разрядка детям необходима. Эта привычка появляется не постоянно, в моменты их эмоционального напряжения.
Неврологическая патология.
В этом случае повышение мышечного тонуса выявляется с рождения, сопровождается нарушением тонуса в других группах мышц, часто задержкой в моторном развитии, нарушением координации, другими нарушениями, выявляемые неврологом.
Ортопедическая патология: укорочение ахилловых сухожилий, нарушение формирования свода стоп.
Если ребенок ходит на носочках: что делать и как лечить?
В первую очередь используют консервативное лечение, к нему относятся:
хождение босиком по неровным поверхностям;
лечебный массаж;
плавание с тренером;
различные виды ходьбы: в полуприседе, «гуськом», на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы;
лазание;
катание на велосипеде (кручение педалей) для детей постарше.
Хождение на цыпочках не симптом болезни! Необходимо обращать внимание на другие моторные, речевые и поведенческие нарушения, которые могут свидетельствовать о неврологических проблемах.
Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните по телефону: +7(905)641-12-58.
Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.