Развитие интеллектуальной сферы у детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является важным этапом в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Интеллектуальное развитие дошкольника переходит новый уровень и определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Преобладает непроизвольное внимание, он часто находится под влиянием внешних впечатлений.
Основные показатели развития интеллектуальной сферы ребенка в возрасте 5-6 лет:
- Активно развивается память (ребенок может запоминать 6-8 картинок, рассказывать наизусть, пересказать близко к тексту).
- Формируется словесно-логическое мышление (за счет развивающегося воображения).
- Развивается наглядно-действенное мышление (старшие дошкольники способны решать несложные задачи).
- Приобретается умение анализировать (ребёнок составляет «логические цепочки», обобщает, выделяет лишнее).
- Зрительный синтез (может собрать из 6 частей без образца и из 7-8 частей - со зрительной опорой на образец).
- Умеет подчиняться и следовать определенным правилам.
У некоторых детей к возрасту 5-6 лет развитие интеллектуальной сферы не соответствует основным критериям. Например, недостаточно сформированы память, воображение, словесно-логическое и наглядно-действенное мышление, анализ и синтез.
Первоначальная диагностика интеллектуальных способностей способна выявить проблемы в сфере развития психических процессов (мышления, произвольного внимания и запоминания, слухового восприятия).
При недостаточной сформированности интеллектуальной сферы у детей 5-6 лет специалисты рекомендуют развивающие занятия с психологом и нейропсихологом.
Индивидуальная программа нейропсихологического развития структур головного мозга позволяет «доразвить» основные психические процессы, которые необходимы ребёнку для того, чтобы быть успешным в школе.